Плевако: современная интерпретация исторической драмы
Сериал "Плевако", который появился на экранах в 2024 году под руководством Анны Матисон, сразу же привлёк внимание своей звёздной командой: Сергей Безруков, Николай Шрайбер, Ольга Лерман и Мария Смольникова. Несмотря на громкие имена, само произведение вызывает множество вопросов и противоречий, что не оставляет зрителей равнодушными. Давайте поразмышляем, какова настоящая суть этого проекта и что имелось в виду авторами.
Сюжет: легкие нотки абсурда и исторической драмы
Сюжетное развитие сериала, казалось бы, основано на реальных исторических событиях, однако истинное намерение авторов кажется далёким от точного воспроизведения действительности. История о Фёдоре Никифоровиче Плевако превращается в нечто выходящее за рамки привычного, с налётом в стиле кинокомикса. Главный герой, выписанный в образе Николая Фёдоровича (возможно, для удобства загадочных зрителей), представляет собой сугубо современного супергероя, наделённого удивительными способностями — от паркура до суперзрения.
Повествование начинается с неожиданной сцены, в которой Плевако, следуя языческим традициям, хоронит мать и одновременно демонстрирует свои навыки в подпольных боях. Затем следует его возвращение в Москву для участия в громком деле об убийстве аристократа. Каждая серия погружает нас в новый судебный процесс, где главный герой применяет дедукцию и свои навыки воссоздания исчезнувших 3D-проекций. Этот антураж щедро перемешан с акробатическими элементами и флешбэками, создавая странный симбиоз исторического фарса и современных боевиков.
Историческая глубина: постмодернизм в действии
Одной из причин критики станет слишком вольное обращение сценаристов с историческими фактами. К примеру, антагонистом в данном сериале является обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев, который вовлечён в уголовное дело так, будто мы наблюдаем нечто, пришедшее из альтернативной реальности. Каждое пересечение путей между героями в Москве кажется ещё более абсурдным, особенно учитывая, что деятельность Победоносцева была сосредоточена в Санкт-Петербурге. Получается, что сценаристы явно не утруждали себя изучением основ исторического контекста, создав свой образ XIX века по принципу "что на ум взбредёт".
Образ промышленника Демидова — это устаревшая карикатура на злодея. Его характер представлен в таких ярких красках, что даже и не требуется глубокой проработки: он предлагает лишь шаблонный стандарт «плохиша», который лишь служит фоном для добродетели главного героя.
Адаптация: западное влияние на отечественный контекст
Сравнения с западными аналогами становятся неотъемлемой частью дискуссии вокруг "Плевако". Если в успешных проектах вроде "Линкольна" или "Банды Нью-Йорка" существует тщательное уважение к историческим контекстам, то этот сериал, скорее, кажется несуразной пародией. Непродуманные детали, такие как английские слова в репликах помощника Плевако и пафосное подчеркивание своей калмыцкой природы героем, создают впечатление несоответствия стандартам.
Сильные и независимые женские персонажи, играющие заметную роль в данном мире, порой ведут разговоры, звучащие подобно лозунгам из социальных сетей. Вместо глубокой проработки и развития индивидуальностей, авторы предпочитают следовать клише, пригодным для удовлетворения запросов момента.
Кастинг и художественные исполнения
На фоне разочаровывающего сценария, игра актеров всё же привлекает внимание. Сергей Безруков сумел органично передать харизму юриста, хотя в эмоциях его персонажа иногда присутствуют перегибы. Ольга Лерман в роли Марии Демидовой добавила необходимую атмосферность, хотя не хватает её персонажу индивидуальности. Да и Николай Шрайбер противопоставил её недостаткам своего персонажа — образ безумного мужа вышел выразительным и запоминающимся.
Игорь Гордин, воплощающий образ Победоносцева, использует свой театральный опыт для создания убедительного, хоть и несколько карикатурного персонажа. В общем, кастинг соответствует общей тональности проекта — качественно, но пребывало скучно.
Визуальный ряд и производство
Несмотря на нарочито неудачные сценарные повороты, визуальная часть сериала стоит особого упоминания. Костюмированная эпоха, декорации и операторская работа создают эстетику, которая, возможно, не полностью погружает зрителя в историческую реальность XIX века, но, несомненно, выглядит славно. Флешбэки, переполняющие сюжет, сняты стильно, хоть порой и кажется, что это излишняя манера.
Однако, есть явные недостатки — слабая динамика сцен делает восприятие сериалом немного театральным и лишённым необходимой кинематографической выразительности, что было бы показано в настоящем художественном произведении.
Заключение и прогнозы
"Плевако" — пример современного российского телевидения, находящегося на грани пародии и стремления к величию. Авторы, покорно угождая всем — от почитателей историй до любителей боевиков и приверженцев легкого абсурда — создали эклектичный проект, вызывающий как смех, так и раздражение.
Так стоит ли смотреть этот сериал? Если вы готовы закрыть глаза на многочисленные сценарные недочёты и явные исторические ошибки, то "Плевако" может подарить вам некоторое развлечение. Но о глубине сюжета и исторической достоверности лучше забыть. Это не что иное, как аттракцион, и, возможно, именно в этом заключается его ключевая ценность.